«Казахстанская правда»
Людмила КОРИНА
Село богато на таланты. Как не однажды подчеркивал в своих выступлениях Глава государства, именно сельские жители бережно хранят традиции и обряды, веками проверенную народную мудрость, а известные на всю страну деятели искусств в большинстве своем родом из аулов. Эта истина нашла еще одно подтверждение в Бурлинском районе Западно-Казахстанской области.
Художник-оформитель Николай Нюдильчиев уже давно вынашивал идею о том, как создать некое подобие школы искусств в глубинке. И когда поделился своими замыслами с сотрудниками компании «Карачаганак Петролиум Оперейтинг Б.В.», то нашел и понимание, и поддержку. Дело в том, что альянсом инофирм, разрабатывающих углеводородные богатства Карачаганака, реализуется комплексная программа развития сел, расположенных по периметру месторождения. Значительное место в ней отводится спонсорской помощи учебным заведениям. Выявление и поддержка юных дарований — это новое направление работы вполне органично вписывалось в рамки этой программы. Состоялся тендер, на котором наиболее оптимальный вариант обучения ребятишек основам прикладного искусства и художественных ремесел предложил именно Нюдильчиев. Так весной прошлого года родилась передвижная школа мастеров «Левша».
Занятия в каждом селе проходят два раза в неделю. В школе всего четыре преподавателя. Но выбор у сельских ребятишек весьма обширный. Это рисунок, лепка, скульптура, изготовление сувениров, гравировка, различные виды вышивки и вязания, кройка и шитье. Одним словом — каждый может найти себе занятие по душе. Период, когда нужно было определиться с выбором, остался позади. В поселке Приуральный, где состоялась моя первая встреча с «Левшой», уже подготовлена выставка, свидетельствующая о том, что менее чем за год девчонки и мальчишки многому научились. Здесь, что называется, глаза разбегаются от многоцветья красок. Среди множества пейзажей, натюрмортов, сюжетных картин и даже портретов есть и такие, что невольно засомневаешься в том, что они выполнены детьми школьного возраста. Чеканки, куклы в затейливых нарядах, хитросплетения кружев, вышивки и поделки — всего и не перечислишь. Чувствовалось, что старания, выдумки и фантазии в эти работы вложено немало.
Тем не менее на уроке изобразительного искусства, который вел преподаватель Махамбет Нукаев, ученики рисовали какие-то серые пирамиды, цилиндры, конусы и параллелепипеды. Вся эта «геометрия» замысловато пересекалась и переплеталась между собой. Так ребята на практике изучают законы светотени, пространственного изображения, правила композиции. Занятие, согласитесь, не из самых увлекательных. Но, как позже расскажут сами дети, и такие уроки им не в тягость. В данном случае срабатывает неукоснительно соблюдаемое в школе правило добровольности. Никакой обязаловки. Отсутствие принуждения — самый лучший стимул для добросовестных занятий. Способности и талант раскрываются в полной мере только тогда, когда человек получает удовольствие от результатов своего труда. Наверное, это и есть главное отличие творческого процесса.
Искусству рисунка обучаются приблизительно в равном соотношении и мальчики, и девочки. А вот в двух соседних классах уроки можно смело называть раздельными. Над засыпанным бисером столом с иглами в руках склонились ученицы младших классов и девочки постарше. Причем и у тех и у других были такие сосредоточенно-серьезные лица, что в важности их занятия никаких сомнений не возникало. Хозяйка этого «салона красоты» Аля Бергалиева. Плетение из бисера — один из самых увлекательных предметов. Оказывается, и здесь существует целая наука со своими нормами симметрии и ассиметрии. Одновременно девочки учатся подбирать гармоничное сочетание цвета и тона. Дело это отнюдь непростое, требующее помимо художественного осмысления еще и аккуратности, и усидчивости. Дети есть дети. Особенно засиживаться за одним и тем же занятием не всякому под силу.
Но приходится учиться еще одному немаловажному в жизни правилу — любое дело следует доводить до конца. Здесь уже нужно обладать и терпением, и даже, если хотите, силой воли. К тому же кому не хочется стать хозяйкой переливающегося и сверкающего браслета или ожерелья, гордиться тем, что украшения нравятся подругам. Не сговариваясь, девочки говорили о том, что больше всего они любят дарить украшения своим друзьям, мамам и родственницам. Получать удовольствие не только когда получаешь подарки, но и тогда, когда делаешь их сам, этому тоже нужно учиться. И чем раньше, тем лучше.
Здесь возрождается почти забытое понятие — рукоделие. Вязание, вышивка, изготовление аппликаций, сувениров, кройка и шитье — все это, вне сомнения, обязательно пригодится во взрослой жизни. А для кого-то станет еще и профессией. Сейчас кружковцы готовятся к конкурсу, который можно смело называть демонстрацией мод. Юные модельеры, швеи и модели одновременно будут демонстрировать наряды в деловом и молодежном стиле. Это их первый показ. А, значит, и готовятся к нему с особенной тщательностью.
— Когда видишь, как ребята ждут каждого нашего приезда, душа радуется, — рассказывает Аля Сайрамбаевна. — Мы не только варимся в собственном соку. Очень помогло мне участие в республиканском семинаре, который проходил в Алматы. Руководители кружков и секций прикладного искусства делились опытом, обозначили самые неотложные проблемы. Запомнился мастер-класс столичных педагогов. Я считаю, что такая форма работы, как передвижная школа искусств, имеет большое будущее. Тем более, что сегодня развитию сельских территорий в нашей стране уделяется все большее внимание.
Пожалуй, самым многочисленным был класс, где мальчики занимались резьбой по дереву. Это тоже искусство, требующее и способностей, и специальных знаний. Преподаватель Сергей Митрофаненко то и дело останавливается рядом то с тем, то с другим учеником, присматривается, поправляет, советует. Оказывается, каждый вид резьбы, а она бывает геометрической, рельефной и ажурной, можно выполнять только на определенных породах дерева. Здесь же нам удалось побеседовать и с руководителем школы Николаем Нюдильчиевым. «Левшу» он называет своей сбывшейся мечтой. Научить чувствовать красоту, открыть и развить талант — что может быть важнее? К тому же, по его мнению, вряд ли человек, соприкасающийся с миром искусства, способен на дурные поступки. Конечно, далеко не все из этих ребят поступят после школы в художественные училища и институты. Хотя Николай не сомневается и в том, что какие-то имена непременно станут известными. И, может быть, не только в своем краю. Но сеть у него и еще одна цель.
— Я хочу, чтобы каждый из этих мальчишек стал хорошим хозяином, — говорит Николай Наранович. — Хоть на селе и более привычны к физическому труду, но тем не менее нужно уметь и с электроинструментом обращаться, столярничать, плотничать, гвоздь забить, карниз повесить. Левша — ведь это на все руки мастер. Вот мастеровитых ребят и воспитываем. И дети при деле, и родители признательны и нам, и КПО. Благодарственное письмо написали на имя генерального директора «Карачаганак Петролиум Оперейтинг Б.В.» Паоло Кампелли. Сами ребятишки попросили проводить занятия не только во время учебного года, но и в каникулы. Это уже говорит о многом.
По словам руководителя секции по работе с населением КПО Елены Расмухамбетовой, передвижная школы искусств — один из самых удачных социальных проектов компании. Инвесторы полностью финансируют ее работу, то есть оплачивают приобретение оборудования, инструментария, необходимых материалов, платят заработную плату преподавателям. На средства альянса инофирм в Бурлинском районе ремонтируются школы, приобретается новая мебель, переоборудуются классы и кабинеты. Эти расходы в КПО называют инвестициями в будущее. Примером тому та же школа в поселке Приуральный. Как рассказала ее директор Жанар Жаксыгалиева, за счет КПО полностью заменена мебель, шефы подарили видеодвойку, караоке, лыжи, спортивный инвентарь, помогли пополнить библиотеку новыми изданиями. Сейчас в школе «Левша» только в этом поселке обучаются более сорока ребят. Но это число постоянно растет. Поскольку заниматься в ней становится все более престижным.
В конце прошлого года в городе Аксае, являющемся административным центром месторождения, состоялась первая выставка творческих работ учеников «Левши». После этого Николаю Нюдильчиеву предложили работу в областном центре. Он отказался. Поскольку знал, что готовится новый контракт. Работу передвижной школы искусств решено продлить еще на три года.