Приуралье (Уральск), № 18 (22609), 10.02.2007г.
/Наталия ПАВЛОВА/
В начале недели в Алматы состоялась пресс-конференция, посвященная подведению итогов экологической экспертизы природоохранной деятельности компании "Карачаганак Петролиум Оперейтинг", которая была инициирована общественным объединением «Казахское общество охраны природы». Сама по себе проверка явилась событием знаковым хотя бы потому, что ранее подобные мероприятия по инициативе НПО не проводились ни разу. Возникает закономерный вопрос: неужели до этого момента с проблемами охраны окружающей среды справлялись государственные компетентные органы, а теперь понадобилась помощь НПО да еще при поддержке депутатов Сената, Мажилиса и Общественный палаты Парламента? Или все же к инициированию этой экспертизы общественным объединением были отдельные предпосылки?
Результаты экспертизы прозвучали достаточно серьезной критикой в адрес не только консорциума, но и компании, проводившей в последнее время мониторинг, а также государственных органов, контролирующих деятельность консорциума в плане воздействия на окружающую среду: «На основании проведенного экспертами анализа представленных предприятием проектных, нормативных и других документов, сделан вывод о несоответствии деятельности предприятия требованиям природоохранного законодательства Республики Казахстан. КПО Б.В. осознанно идет на нарушение требований природоохранного законодательства Казахстана, представляет в государственные органы и общественности искаженную информацию о состоянии окружающей среды, предпочитая сверхлимитные платежи и штрафы реальному выполнению установленных требований. Специально уполномоченные органы, обеспечивающие контроль выполнения установленных национальным природоохранным законодательством требований, не выполняют своих функций в этой части, что способствует формированию поля для коррупционных действий...»
В КПО Б.В. не отказались прокомментировать результаты экспертизы: «Консорциум является подрядчиком Республики Казахстан, что подразумевает полное и беспрекословное соответствие всем требованиям казахстанского законодательства, включая обязательства, взятые компанией при подписании ОСРП, в том и числе и экологического характера. Несколько лет назад на Карачаганаке была завершена фаза разработки, и начата фаза эксплуатации. Были введены в эксплуатацию новые объекты, такие как КПК, УКПГ-2, экспортный трубопровод Карачаганак - Большой Чаган - Атырау. Вместе с тем, пусконаладочные работы и тестирование технологического оборудования данных промышленных объектов послужили основной причиной внеплановых выбросов. К настоящему моменту, в связи с выводом на проектную мощность данных объектов, объем выбросов существенно снизился. Таким образом, в 2006 году при увеличении добычи больше чем в 2 раза по сравнению с 2003 годом, существенно снизились выбросы загрязняющих веществ. Если объем выбросов в 2004 году составлял 56,6 тыс. тонн, в 2005 году 45,5 тыс. тонн, то в 2006 году уже 17,2 тыс. тонн. В соответствии с требованиями Закона «О нефти» КПО разработана «Программа утилизации газа», являющаяся подтверждением способности КПО утилизировать 99,6% всего объема добываемого газа. Снижение объема выбросов загрязняющих веществ и отсутствие превышения концентраций загрязняющих веществ в атмосферном воздухе подтверждается Программой мониторинга КПО, которая включает двукратный ежедневный забор проб воздуха на границе санитарно-защитной зоны и четырехкратный ежедневный забор проб воздуха в близлежащих поселках (добровольно осуществляемый КПО). Данная программа утверждена государственными контролирующими органами и выполняется подрядной организацией, имеющей государственную лицензию. В дополнение к этому, на границе санитарно-защитной зоны в течение 2006 года КПО были установлены восемь станций автоматического мониторинга атмосферного воздуха, которые работают в круглосуточном режиме. Данные этих станций также подтверждают отсутствие превышения концентраций загрязняющих веществ в атмосферном воздухе. Охрана окружающей среды является одним из самых приоритетных направлений в деятельности КПО. За последние годы сумма инвестиций КПО в улучшение экологической обстановки превысила 117 миллионов долларов США».
Возникшее столь явное противоборство между предприятием-недропользователем и общественным объединением, хотя и ново для Казахстана, но довольно обыденно для мировой общественности в целом. И действительно, кому, как ни неправительственной организации, по всем канонам НПО не преследующей никакой коммерческой выгоды, радеть за решение глобальных проблем всего человечества, в том числе и за охрану окружающей среды. Почему же тогда эта ситуация представляется не совсем однозначной? В чем причина столь пристального внимания защитников ^природы "именно, к этой компании? Возможно, в том, что общественную экологическую экспертизу инициировали члены общественного объединения «Казахское общество охраны природы», которые по совместительству являются работниками ТОО "Казэкология". По информации, полученной от КПО Б.В., эта фирма в 1997-2002 годах была подрядчиком КПО и выполняла ряд работ в области экологии по 15 контрактам, в частности, разработку Проекта предельно-допустимых выбросов и Оценки воздействия на окружающую среду, а также 40-летней экологической программы. На протяжении последних лет ТОО "Казэкология" также участвует в тендерах, проводимых КПО. Но, увы, - к проектам, ранее выполненным ТОО "Казэкология", есть большие претензии, и некачественно сделанная работа отражается на компании и поныне.
По поводу недавних заявлений членов общественной комиссии по результатам «Общественной экологической экспертизы», КПО сообщает, что компания имела возможность ознакомиться с проектом отчета, подготовленным членами комиссии в 2006 году. В декабре прошлого года КПО предложила внести ряд существенных поправок, однако эти поправки не были включены в окончательную версию отчета, которая была представлена вниманию общественности. Да и .экспертиза, по мнению сотрудников КПО, проходила не совсем гладко для самих экспертов. Сразу после приезда членов ОЭЭ возникли некоторые осложнения. Первый руководитель Амангельды Скаков и члены общественного объединения «Казахское общество охраны природы» официально отказались представить руководству КПО Б.В. свои учредительные документы и лицензии, мотивируя свой категорический отказ тем обстоятельством, что все документы представлены в департамент природных ресурсов и регулирования природопользования ЗКО. Хотя согласно Закону Республики Казахстан «Об экологической экспертизе», общественное объединение должно получить государственную регистрацию проведения общественной экологической экспертизы и иметь лицензии на определенные виды работ в области экологической экспертизы. Проведение же экологической экспертизы осуществляется общественными объединениями согласно уставам и положениям о них в соответствии с действующим законодательством Республики Казахстан. КПО Б.В. была вынуждена обратиться в департамент природных ресурсов и регулирования природопользования ЗКО с просьбой предоставить необходимые документы «Казахского общества охраны природы», дабы быть уверенными в их полномочиях.
Возможно, поэтому заключение экспертизы носит явно негативный характер, тогда как согласно статье 65 Закона РК «Об ООС» и статьи 29 Закона РК «Об экологической экспертизе», «заключение общественной экспертизы должно носить информационный и рекомендательный характер». Об этом также свидетельствует и тот факт, что оно было представлено без подписей и печати, то есть, по сути, неофициально.
Любое предприятие-природопользователь, имея разрешение на загрязнение, должно платить налоги или штрафные санкции, если допустило превышение установленных норм загрязнения. Платит исправно - значит, является законопослушным природопользователем. И, видимо, вопрос, почему ему выгодно платить миллиардные штрафы, а не вести природоохранную деятельность несколько иными методами, должен быть задан отнюдь не природопользователю, а тем, кто эти условия устанавливал.
Мы стремимся к открытому рыночному пространству. Между тем, складывается впечатление, что у зарубежных инвесторов как бы нарочно пытаются выработать комплекс вины - они пользуются нашими природными ресурсами и должны за это платить, впрочем, не только за это, а еще за очень многое другое. Да еще стараемся убедить иностранцев в том, что их оппоненты всегда правы. И даже, несмотря на собственное пренебрежение собственными законами. Потому что последние - на своей территории.