ҚазРусEng
ОТЖИГ, ВЫБРОС И РАСПИЛ

Новое поколение (Алматы), № 5 (453), 09.02.2007г.

/Амина Джалилова/

Неожиданное и, можно даже сказать, сенсационное заявление сделали на этой неделе экологи и депутаты парламента, В Казахстане впервые проведена общественная экологическая экспертиза крупного нефтегазового проекта. Нефтяники предоставили свои документы по экологии, аналогичные бумаги предоставили государственные контролирующие органы. В начале недели в Алматы состоялась пресс-конференция, где были озвучены результаты общественной проверки деятельности компании "Карачаганак Петролиум Оперейтинг".

В самой компании разъяснили обнародованные факты. А также ответили на вопрос, по какой причине общественная комиссия взялась проверять именно Карачаганак и чьи за этой инициативой стоят интересы.

Событие это является знаковым хотя бы потому, что ранее подобные проверки не проводились ни разу. Теоретически мы знаем - безвредных месторождений не бывает, что вызывает вполне обоснованное внимание государственных проверяющих служб. Однако совершенно новым оказалось это явление - проверка общественной комиссии. Вне зависимости от того, по какой причине и зачем общественные деятели осуществили это начинание, нельзя не признать его пользу для общества. Особенно если подобным проверкам будут подвергнуты и другие предприятия страны.

В то же время не стоит забывать и еще об одной старой истине. Как правило, нефтяники представляются народу (и вполне обоснованно) этакими мешками с нефтедолларами. И на эти нефтедоллары неплохо бы покуситься. Именно поэтому экологические нарушения того же Тенгизшевройла", к примеру, вызывают гораздо больший резонанс, чем проблемы Алматы или Шымкента. А ведь в южных городах, хоть и нет нефтяников, экологическая ситуация гораздо более плачевная. Специалисты отрасли неоднократно высказывали мнение, что природоохранные НПО не всегда бескорыстны в своей борьбе за правду. Нередко они борются, скорее, за хороший заказ от той же нефтяной компании.

Нам удалось получить развернутый комментарий на претензии экологов и депутатов от консорциума "Карачаганак Петролиум Оперейтинг". Стоит отметить, что компания не отрицает обнародованные факты. Здесь государственные службы регулярно проверяют КПО, каждое нарушение зафиксировано, и компания понесла наказание. Мы решили представить заявления обеих сторон в виде диалога. От имени общественности выступают депутат сената Рашит Ахметов, депутат мажилиса Амангельды Таспихов, лидер движения «Табигат» Малс Елеусизов и председатель объединения "Казахское общество охраны природы" Амангельды Скаков.

Общественная комиссия:

"Мы отнесли их к категории злостных природоохранных нарушителей. Больше, чем эта компания, никто штрафы не платит" (Амангельды Скаков). "Когда я это увидел, те немногие волосы встали дыбом. Выбросы превышают нормы в десятки, а в некоторых случаях и в сотни раз" (Амангельды Таспихов). Фактические выбросы вредных веществ в атмосферу превысили экологический норматив в 2004 году в 3,3 раза, а в 2005 году - в 2,8 раза Фактические выбросы предприятия превысили установленные Министерством охраны окружающей среды разрешенные объемы в 2004 году в 2,67 раза, в 2005 году - в 5,4 раза. Фактические объемы размещения отходов превысили разрешенные в 2004 году в 5,8 раза, в 2005 году - в 16 раз. Экологический норматив обращения с отходами по утвержденному проекту превышает разрешенный объем почти в 20 раз.

КПО:

Как известно, всего несколько лет назад на Карачаганаке была завершена фаза разработки и начата фаза эксплуатации (то есть началась добыча нефти как таковая), первоначальный этап которой подразумевал увеличение добывающих мощностей до проектных значений. Были введены в эксплуатацию новые объекты, такие как КПК, УКПГ-2, экспортный трубопровод Карачаганак-Болыиой Чаган-Атырау. Пусконаладочные работы и тестирование нового технелогического оборудования послужили основной причиной внеплановых выбросов в 2004-2005 годах.

Общественная комиссия:

По словам экологов, отчеты показывают: на самом Карачаганаке экологическая обстановка более благоприятная, чем вокруг месторождения. "Получается, что в зоне деятельности предприятия состояние окружающей среды лучше, чем в зонах, где вообще никакого предприятия нет, - говорит Амангельды Скаков. -Это просто оазис. То есть все их отжиги, все выбросы, наоборот, улучшают окружающую среду. Это просто заповедник. И это, конечно, очень возмутительно. Это значит, что они дают искаженную информацию".

КПО:

Снижение объема выбросов загрязняющих веществ и отсутствие превышения концентраций загрязняющих веществ в атмосферном воздухе подтверждается Программой мониторинга КПО, которая включает двукратный ежедневный забор проб воздуха на границе санитарно-защитной зоны и четырехкратный ежедневный забор проб воздуха в близлежащих поселках. Данная программа утверждена государственными контролирующими органами и выполняется подрядной организацией, имеющей государственную лицензию.

В дополнение к этому на границе санитарно-защитной зоны (СЗЗ) в течение 2006 года КПО были установлены восемь станций автоматического мониторинга атмосферного воздуха, которые работают в круглосуточном режиме. Данные этих станций также подтверждают отсутствие превышения концентраций загрязняющих веществ.

Наблюдаемое в настоящий момент снижение концентрации некоторых загрязняющих веществ на границе СЗЗ и близлежащих поселков, по сравнению с фоновыми концентрациями (то есть по сравнению с территориями вокруг месторождения), обусловлено рядом таких факторов, как:

1. Сокращение количества буровых станков с 6 станков в 2002 году до 3 станков в 2006 году.

2. Уменьшение количества скважин на исследовании и на ремонте. В 2002 году было проведено 89 скважинных операций с отжигом (отжиг - это процесс сжигания газа на факелах - "НП'% в 2003-м - 47 скважинных операций с отжигом, а в 2004-м - только 34.

3. Отказ от практики одновременного отжига при скважинных операциях.

4. Завершение работы в 2004 году многих строительных организаций, выполнявших подрядные работы на территории месторождения, привносивших значительный вклад в увеличение приземной концентрации загрязняющих веществ за счет своих источников выбросов: автотранспорт, дизельные генераторы, заводы по производству цемента, пыление щебня и т.д.

Вследствие этих факторов данные, фиксирующие снижение концентраций загрязняющих веществ в атмосферном воздухе в последние годы, не вызывают никакого сомнения.

Общественная комиссия:

'То, что они вкладывают сотни миллионов долларов в природоохранные мероприятия - все это неправда. Фактически, по их же отчетам, у них за три года был вклад в природоохранную деятельность от 5 до 10 миллионов долларов. То есть около 10 процентов от заявленной суммы, которую, как они говорят, они тратят на природоохранную деятельность. Это цифры, которые подтверждены документами, и они всегда могут быть обнародованы" (Амангельды Скаков).

КПО:

Фактические затраты КПО на выполнение природоохранных мероприятий в 1998-2006 годах, превышают 117 миллионов долларов США: 1998 г. - 2,5 млн; 1999 г. - 1,68 млн; 2000 г. - 5,5 млн.; 2001 г. - 13 млн; 2002 г. -28,7 млн; 2003 г. - 32,4 млн; 2004 г. - 5,7 млн; 2005 г. - 10 млн; 2006 г. - 17,9 млн.

Общественная комиссия:

Почему именно Карачаганак стал предметом исследования общественного объединения? На этот вопрос члены комиссии отвечают: по закону, экспертиза проводится по обращению одного и более граждан. Граждане обратились, поэтому и была инициирована проверка.

КПО:

Члены общественной экологической экспертизы являются работниками ТОО "Казэкология", возглавляемого самим же г-ом Скаковым. Данная фирма в 1997-2002 годах была подрядчиком КПО и выполняла ряд работ в области экологии, в частности, разработку проекта предельно-допустимых выбросов и оценки воздействия на окружающую среду, а также 40-летней экологической программы. На протяжении последних лет ТОО "Казэкология" не может выиграть тендер. К проектам, ранее выполненным ТОО "Казэкология", есть большие претензии, так как некачественно сделанная работа отражается на компании и поныне.

Контракты с ТОО "Казэкология" в 1997-2002

Год Контракт

1997 - Инвентаризация источников выбросов в атмосферный воздух

1998 - Разработка проекта нормативов предельно-допустимых выбросов

1998 - Геоэкологическое обследование КНГКМ

1998 - Оценка воздействия на окружающую среду разработки КНГКМ

1998 - ОВОС строительства и эксплуатации подъезной дороги КПК

1999 - Оценка влияния использования суперзеленой горелки на атмосферный воздух

1999 - Разработка проекта предельно допустимых выбросов

1999 - Проект "Экологическая рабочая программа КНГКМ"

2000 - Разработка программы мониторинга для экспортного трубопровода

2001 - Разработка ежегодного экологического отчета

2001 - Разработка отчета по экологическому воздействию

2001 - Корректировка проекта нормативов предельно допустимых сбросов

2001 - Проект дисперсионного моделирования

2002 - Разработка проекта отжига углеводородного сырья при скважинных операциях

2002 - Моделирование рассеивания загрязняющих веществ для проекта санитарно-защитной зоны

2002 - Корректировка проекта предельно допустимых выбросов